Проект "Философия для психологов" ("Философские основы гештальт-терапии")

Курс дает возможность (как начинающим, так и активно практикующим гештальт-терапевтам, супервизорам и проч.) увидеть терапию как системный экзистенциальный (клиент-терапевт) и социальный (клиент-терапевт-общество) процесс; освоить классический и современный философский словарь и, с его помощью, научиться полнее понимать и описывать происходящие в гештальт-терапии процессы; лучше осознавать свои мировоззренческие ориентиры, личные и профессиональные ценности; обогатить методологический инструментарий и категориальный аппарат; увидеть теоретические основания и дальнейшие пути развития гештальт-подхода.


Для удобства курс "Философия для психологов" разбит на две части:
1. Основы системного мышления.
2. Познание как процесс.

  1. Теоретический блок (краткий обзор проблем, подходов и понятий);
  2. Упражнения;
  3. Динамическая часть (обратные связи, обсуждения, дискуссии).
1. Человек в мире: виды понимания и взаимодействия (магия, наука, философия, искусство, медицина). Структура и типы мировоззрения. Понятия части и целого, покоя и движения, изменения и развития.
2. Природа психического. Особенности физиологии человека. Концепции филогенеза. Биологические и социальные аспекты формирования понятий здоровье и болезнь. Мораль и физиология.
3. Социальные аспекты психики. Понятие личности. Суверенность и отношения. Механизмы формирования социальной нормы. Психотерапия как социальный феномен.
4. Психика как предмет изучения. Научная картина мира. Понятие метода и методологии. Эмпиризм и рационализм. Феноменология. Реальность и интерпретация. Гуманизм и наука.
5. Микросоциум – среда становления и развития. Факторы онтогенеза. Диалог и иерархия. Субъект и поле.
6.  Модерн, постмодерн, метапостмодерн. Глобализация. Нарратив. Случай.
7.  Психотерапия как явление современной культуры: социальные, экономические и проч. предпосылки и следствия. Власть и свобода. деятельность и спонтанность. Долг и желание. Прекариат и посткапитализм.
 Фигура и фон, организм и среда, клиент и терапевт, члены семьи и профессионального сообщества... Что между ними общего? Правильно. Это системы! С разными элементами, структурой и динамикой, но все же, это - они. И, обычно, мы ведем себя в этих системах по-наитию: как все вокруг, как когда-то получилось, как привыкли. Гештальт-подход предлагает повышать качество нашего с ними контакта. Побольше осознавать, экспериментировать. Это хорошие, полезные вещи, в результате которых появляется много полезного материала. Но ведь и его, этот материал, тоже желательно свести в систему (особенно если вы терапевт и много чего во время сессий "перерабатываете"). Какие бывают типы систем, как они функционируют, чем похожи и чем отличаются... И что во всем этом делаем мы сами - какова наша роль и участие?
Всего 7 встреч.


Узловые темы и понятия:

1. Карта реальности. Формы восприятия и стили описания (миф, наука, чувства, разум и т.д.);
2. А кто картограф? "Наблюдатели" и "участники". Легализация ремесла. Подводные камни и препятствия.
3. Как возможно мыслить систему? (текст, контекст, символ, интерпретация);
4. Различие природных и социальных систем (науки о природе и духе, рост и развитие, прогресс и адаптация)
5. Индивид. Природные возможности и социальные ограничения;
6. Культурные цели и ценности (гомеостаз, диффузия, ассимиляция, ресурсы и их распределение и т.д.);
7. Социальные процессы и виды систем (политика, экономика, мораль, религия, семья, образование, медицина).
  Курс - тренинг системного мышления, где мы учимся работать с разного вида схемами, выделять в них ключевые узлы и процессы, их динамику и структуру. Кроме того, мы расширим теоретическое понимание термина "система", и научимся видеть их в совершенно разных областях нашей жизни (семья, организм, общество, государство), учитывать их особенности и делать соответствующие практические вывод.


1. Как и зачем мы познаем? Восточная и Западная традиция. Знание обыденное и научное.
2. Сомнение и вера как драйверы и ограничители познания (от Античности до Нового времени).
3.  Формирование классической науки.
4. Трансцендентное и трансцендентальное. Зачем Кант это придумал? (Конец просвещенческого оптимизма).
4. Как диалектика Гегеля пыталась преодолеть метафизику, но так и не смогла (зато в другом успеха достигла).
5. Эпистемологические конфликты 19 века. Знание гуманитарное и естественнонаучное. Душа как предмет научного анализа.
6. Неклассическая наука. Экзистенциально-феноменологическая парадигма (Кьеркегор, Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер, Сартр и др.)
7. Современные тенденции. Семантика и прагматика исследований психики - прикладные и теоретические аспекты (наука, религия, медицина, искусство). Психотерапия как социальная практика и личный выбор.
8. Сертификация.
We use cookies
Cookie preferences
Below you may find information about the purposes for which we and our partners use cookies and process data. You can exercise your preferences for processing, and/or see details on our partners' websites.
Analytical cookies Disable all
Functional cookies
Other cookies
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Learn more about our cookie policy.
I understand Details
Cookies