Проект "Философия для психологов" ("Философские основы гештальт-терапии")

Курс дает возможность (как начинающим, так и активно практикующим гештальт-терапевтам, супервизорам и проч.) увидеть терапию как системный экзистенциальный (клиент-терапевт) и социальный (клиент-терапевт-общество) процесс; освоить классический и современный философский словарь и, с его помощью, научиться полнее понимать и описывать происходящие в гештальт-терапии процессы; лучше осознавать свои мировоззренческие ориентиры, личные и профессиональные ценности; обогатить методологический инструментарий и категориальный аппарат; увидеть теоретические основания и дальнейшие пути развития гештальт-подхода.


Для удобства курс "Философия для психологов" разбит на две части:
1. Основы системного мышления.
2. Познание как процесс.

  1. Теоретический блок (краткий обзор проблем, подходов и понятий);
  2. Упражнения;
  3. Динамическая часть (обратные связи, обсуждения, дискуссии).
1. Человек в мире: виды понимания и взаимодействия (магия, наука, философия, искусство, медицина). Структура и типы мировоззрения. Понятия части и целого, покоя и движения, изменения и развития.
2. Природа психического. Особенности физиологии человека. Концепции филогенеза. Биологические и социальные аспекты формирования понятий здоровье и болезнь. Мораль и физиология.
3. Социальные аспекты психики. Понятие личности. Суверенность и отношения. Механизмы формирования социальной нормы. Психотерапия как социальный феномен.
4. Психика как предмет изучения. Научная картина мира. Понятие метода и методологии. Эмпиризм и рационализм. Феноменология. Реальность и интерпретация. Гуманизм и наука.
5. Микросоциум – среда становления и развития. Факторы онтогенеза. Диалог и иерархия. Субъект и поле.
6.  Модерн, постмодерн, метапостмодерн. Глобализация. Нарратив. Случай.
7.  Психотерапия как явление современной культуры: социальные, экономические и проч. предпосылки и следствия. Власть и свобода. деятельность и спонтанность. Долг и желание. Прекариат и посткапитализм.
 Фигура и фон, организм и среда, клиент и терапевт, члены семьи и профессионального сообщества... Что между ними общего? Правильно. Это системы! С разными элементами, структурой и динамикой, но все же, это - они. И, обычно, мы ведем себя в этих системах по-наитию: как все вокруг, как когда-то получилось, как привыкли. Гештальт-подход предлагает повышать качество нашего с ними контакта. Побольше осознавать, экспериментировать. Это хорошие, полезные вещи, в результате которых появляется много полезного материала. Но ведь и его, этот материал, тоже желательно свести в систему (особенно если вы терапевт и много чего во время сессий "перерабатываете"). Какие бывают типы систем, как они функционируют, чем похожи и чем отличаются... И что во всем этом делаем мы сами - какова наша роль и участие?
Всего 7 встреч.


Узловые темы и понятия:

1. Карта реальности. Формы восприятия и стили описания (миф, наука, чувства, разум и т.д.);
2. А кто картограф? "Наблюдатели" и "участники". Легализация ремесла. Подводные камни и препятствия.
3. Как возможно мыслить систему? (текст, контекст, символ, интерпретация);
4. Различие природных и социальных систем (науки о природе и духе, рост и развитие, прогресс и адаптация)
5. Индивид. Природные возможности и социальные ограничения;
6. Культурные цели и ценности (гомеостаз, диффузия, ассимиляция, ресурсы и их распределение и т.д.);
7. Социальные процессы и виды систем (политика, экономика, мораль, религия, семья, образование, медицина).
  Курс - тренинг системного мышления, где мы учимся работать с разного вида схемами, выделять в них ключевые узлы и процессы, их динамику и структуру. Кроме того, мы расширим теоретическое понимание термина "система", и научимся видеть их в совершенно разных областях нашей жизни (семья, организм, общество, государство), учитывать их особенности и делать соответствующие практические вывод.


1. Как и зачем мы познаем? Восточная и Западная традиция. Знание обыденное и научное.
2. Сомнение и вера как драйверы и ограничители познания (от Античности до Нового времени).
3.  Формирование классической науки.
4. Трансцендентное и трансцендентальное. Зачем Кант это придумал? (Конец просвещенческого оптимизма).
4. Как диалектика Гегеля пыталась преодолеть метафизику, но так и не смогла (зато в другом успеха достигла).
5. Эпистемологические конфликты 19 века. Знание гуманитарное и естественнонаучное. Душа как предмет научного анализа.
6. Неклассическая наука. Экзистенциально-феноменологическая парадигма (Кьеркегор, Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер, Сартр и др.)
7. Современные тенденции. Семантика и прагматика исследований психики - прикладные и теоретические аспекты (наука, религия, медицина, искусство). Психотерапия как социальная практика и личный выбор.
8. Сертификация.
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies